воскресенье, 10 февраля 2013 г.

надпредметное содержание образования

исследование проблемы не выходило за рамки дидактического и методического контекстов, в то время как указывалось на их связь с методами научного познания;

так, общие учебные умения рассматриваются как рядоположенные в учебной деятельности, а следовательно, и относительно друг друга, в то время как их функции для человека и в структуре человеческой деятельности, а значит, и относительно друг друга различны и образуют взаимосвязанную структурно-функциональную систему;

Анализ исследований, посвященных данной проблематике, позволил выявить ряд недостатков в подходах к решению этой проблемы:

Надпредметный характер общих учебных умений объясняется еще и тем, что их взаимосвязь адекватна социально-психологической структуре деятельности: организация работа с информацией (информационные и интеллектуальные умения) коммуникация. В совокупности общие учебные умения универсальны не только в своей инструментально-технологической функции, но и как средство управления познавательной деятельностью, что и придает устойчивость человеческому познанию.

4. Значение коммуникативных умений состоит в том, что владение ими позволяет человеку устно и письменно оформлять результаты и достижения своей деятельности, реализуя потребность в межличностном и внутриличностном общении. Коммуникативные умения средство индивидуального самовыражения: описание, объяснение и предсказание/прогнозирование суть полного ответа на тот или иной вопрос и выражает человека, его позицию и ценностное отношение в единстве чувственной и рациональной сторон его сущности. Коммуникативные умения показатель не только умственного и языкового развития человека, его грамотности, но и культуры мышления, говорения, общения. Таким образом, коммуникативные умения можно рассматривать как рефлексивный показатель сформированности других общих учебных умений организационных, информационных, интеллектуальных.

3. Значение интеллектуальных умений состоит в том, что владение ими есть необходимое условие развития мыслительной деятельности, которая имеет место в осуществлении почти любой деятельности, кроме рефлекторной, это закон психологии. Интеллектуальные умения как проявление логико-математических задатков и способностей выполняют функцию технологической, инструментальной основы мышления, являются средством обработки информации, развивают оперативность и гибкость ума. Во взаимосвязи с информационными умениями интеллектуальные умения являются основой грамотности и далее функциональной грамотности и социальной компетентности человека. Разумеется, интеллектуальные умения как свидетельство владения научным методом познания есть инструментарий в исследовательской деятельности и развитии теоретического мышления. Развитые интеллектуальные умения всегда преимущество перед объемом знаний, выражая известное изречение о том, что «многознание уму не научает». Интеллектуальные умения как система суть человеческого мышления, важнейший операционально-действенный компонент в структуре деятельности. Владение интеллектуальными умениями «иллюстрирует» законы мозга, а «общество, по словам Н.П. Бехтеревой, живет по законам мозга». Информационные и интеллектуальные умения, освоенные в процессе обучения, закрепляются как внутрипредметные и межпредметные связи в системных ассоциациях интегративной деятельности мозга, на чем основано формирование научной и социокультурной картины мира.

2. Значение информационных умений в том, что владение ими как навыком позволяет человеку усматривать противоречия в имеющихся знаниях, их неполноту (неполноту признаков, областей применения и др.) в отношении какого-либо вопроса. Однако это умение проявляется в том случае, если человек понимает, что всякая информация (всякое знание) имеет структуру и описывается в соответствии с ней. Поскольку знания выполняют кроме онтологической и ориентировочной функций оценочную/самооценочную, или диагностическую, функцию, информационные умения выполняют роль ориентировочной основы действий в пополнении учащимися своих знаний, что имеет значение для быстроты и скорости обработки информации, при условии, естественно, достаточного владения интеллектуальными умениями. Информационные умения способствуют развитию лингвистических как языковых способностей человека, позволяют находиться на «передовых рубежах развития информации», системно пополнять ее и это требование условий информационного общества.

1. Значение организационных умений в том, что устойчивое, системное владение навыками позволяет человеку достаточно быстро упорядочивать свои действия в любой ситуации, то есть выстраивать план как последовательность действий в отношении любого объекта деятельности или ситуации, когда необходимо собрать информацию и обобщить ее, проанализировать (структурировать) имеющиеся в объекте деятельности (или в ситуации) зависимости по схеме «если..., то...», четко сформулировать для себя цель и выразить свою позицию. Обобщенно: привести «хаос», неопределенность в «порядок», быть дисциплинированным и собранным, осуществлять самоконтроль и всегда ставить конкретную цель действия или деятельности. Система организационных умений составляет основу рациональной организации труда, учебной деятельности и любой другой деятельности человека.

Остановимся более подробно на значении общеучебных умений и навыков как единства и взаимосвязи социального, содержательного и деятельностного уровней их отражения и применения в практике учащихся.

Таким образом, опираясь на изложенные обобщения работ философов, логиков, педагогов, психологов, дидактов, полагаем, что имеются достаточные предпосылочные основания для выделения следующих групп ОУУН: информационных, интеллектуальных, коммуникативных, организационных/рефлексивных, среди которых первичными, «базовыми» в обучении и осуществлении любой другой деятельности являются организационные умения.

2. Важным предпосылочным умением для построения классификации ОУУН является умение понимания: « основная причина низкой эффективности в деятельности социального субъекта заключается не столько в недостаточности у него знаний, умений, навыков, сколько в недостаточности самих этих трех компонентов грамотности для успешного выполнения этой или иной практической задачи высокого уровня сложности. В формуле ЗУН явно недостает элемента, обеспечивающего связь между знаниями и умениями. Таким элементом является понимание человеком предметной реальности, вовлекаемой в процесс деятельности. Знания дают человеку лишь ключ к пониманию различных сторон жизни и являются средством для постижения закономерностей. Правильность понимания, а не сумма имеющихся знаний определяет успешность его деятельности», отмечает Е.И. Огарев [4]. С.С. Гусев и Г.Л. Тульчинский [1], исследовавшие проблему понимания в философии, выделяют следующие элементы понимания: узнавание, обобщение, анализ, синтез; Л.М. Перминова, исследовавшая проблему понимания в дидактике, включает в этот ряд рефлексию, в связи с чем отмечается: «Процесс развития структур интеллекта должен соответствовать психолого-педагогическому циклу усвоения знаний в образовательном процессе, а обобщенно соответствовать стадиям понимания, включающим: а) узнавание, идентификацию; б) обобщение как результат абстрагирующей деятельности; в) анализ как выделение индивидуальных черт объекта изучения с последующим синтезом их в целостную структуру (картину); г) рефлексивную оценку деятельности или смысл» [5], но: 1) позиции «а» и «б» определяются вопросами «что, где, когда, сколько, как, какой?», ответы на которые позволяют описать объект в его родо-видовой характеристике; 2) позиции «б», «в», «г» соответствуют основным характеристикам логического мышления: умениям обобщать, анализировать, синтезировать, осуществлять рефлексию (самоанализ, самооценка, составляющие основу самопознания и самоорганизации) и образуют некоторые другие мыслительные умения, например умения сопоставлять, сравнивать, т.е. объяснять объект с помощью интеллектуальных умений как общеучебных. С помощью информационных и интеллектуальных умений осуществляется и предсказательная функция научного знания. Таким образом, можно говорить о прямой связи между образовательными результатами, основу которых составляет интеллектуальное развитие, и владением учащимися надпредметным (логико-дидактическим) содержанием, каковым являются общеучебные умения, структура и функции научного знания.

1. В формировании общеучебных умений и навыков (ОУУН) как универсальных все исследователи усматривают возможность успешной социальной адаптации, профессиональной деятельности, самообразования и пополнения знаний, личностного самоопределения, а потому исходной ценностной и функционально-дидактической структурой, в которой имеют место ОУУН, является понятие и феномен грамотности, с которым Л.Н. Лесохина [3], исследователь образования, связывает понятие «свободы», в том числе свободы выбора как предпосылку социальной ориентации и адаптации, социальной саморегуляции, которые, в свою очередь, опираются на умения читать (воспринимать информацию), писать (передавать свои мысли, участвовать в правовой деятельности, расширять круг общественного бытия и т.д.) и говорить (способность к речевому общению и к речевому взаимодействию). Таким образом, в социокультурном плане умения работать с информацией, создавать и выражать связно свои мысли устно и письменно (знаково, с помощью языка/языков), способность к речевому общению являются культурно-исторической предпосылкой к выделению и системному оформлению группы общеучебных умений и навыков.

Полагаем, что в качестве метаоснования классификации общеучебных умений целесообразно сформулировать следующие суждения и умозаключения, доказывающие культурно-историческое значение обобщенных способов деятельности (чтение, письмо, говорение, понимание, грамотность и др.), важнейшей составной частью которых являются общеучебные умения.

Внимание к общим учебным умениям на современном этапе резко возросло в связи с разработкой общеобразовательных стандартов, проблематикой единого государственного экзамена (ЕГЭ), а в целом с проблемой сохранения и обеспечения хорошего, конкурентоспособного российского образования. По данным ежегодно проводимых международных исследований образовательных достижений учащихся (PISA), результаты российских школьников оставляют желать много лучшего. В чем причина? Эксперты объясняют это положение отсутствием в практике обучения российских учащихся заданий, при выполнении которых необходимо интегрировать знания из различных предметов, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.

К мысли о необходимости формировать универсальные умения уже в школе ученые и практики пришли давно, так как поняли, что школа не может дать ученику знаний на всю жизнь, но может научить мыслить [2] и обеспечивать наиболее общие способы деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается на необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Л.Н. Николаева,заместитель директорапо научно-методической работегимназии 1504 г. Москвы,e-mail: lorchen@freemail.ru

Проблема формирования общеучебных уменийи навыков у учащихсяв контексте стандартизации образования

Рубрику ведет Михаил Федорович Королев, кандидат физико-математических наук, доцент, член-корреспондент АПСН, директор Центра обеспечения качества обучения государственных и муниципальных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Образование и общество. 3 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий